Меню
16+

«Наша иртышская правда»

24.03.2022 17:52 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В Омске вновь обсудили необходимость гидроузла на Иртыша

Источник: © Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН»

Речники считают, что запуск Красногорского гидроузла позволит не только улучшить водоснабжение. По глади Иртыша заскользят новые суда – грузовые, пассажирские и туристические.

В Общественной палате Омской области 23 марта прошел круглый стол, посвященный перспективам развития судоходства на Иртыше. Не обязательно быть специалистом в этой области, чтобы понять – вопрос включения водного транспорта в экономическую модель региона напрямую связан с достройкой Красногорского гидроузла.

В новом русле

Губернатор Александр Бурков убежден, что разморозка масштабного объекта позволит бесперебойно обеспечивать население водой и развивать судоходство.

«Это гарантирует бесперебойное водообеспечение омичей. Сегодня уровень воды в Иртыше ежегодно снижается из-за увеличения отбора воды в Китае и Казахстане. По территории этих стран течет река до «пересечения» государственной границы России. Красногорский гидроузел – это наша страховка от чрезвычайных ситуаций, а также гарантия повышения уровня воды в Иртыше до значений, которые позволят осуществлять судоходство», – уверен глава региона.

Действительно, появление гидроузла финансово выгодно омичам. Из-за снижения уровня воды скоро начнут разрушаться опорные конструкции мостов, причалов и набережных. Реконструкция или капитальный ремонт всех этих объектов обойдется дороже, чем строительство гидроузла. Так что в этом смысле альтернативы гидросооружению нет.

«Судоходный Иртыш – это одна из важнейших составляющих транспортного узла по перегрузке и пересадке пассажиров. В районе Красногорской плотины расположены автомобильные и железнодорожные транспортные артерии, а также будущий аэропорт Федоровка», – напомнил член совета региональной Общественной палаты Анатолий Соловьев.

При этом следует также учесть, что перевозки грузов по воде не только намного рентабельнее, они позволяют сохранить автомобильные дороги, которые перестанут разрушать многотонные фуры.

Поднять флаг

Что качается самого омского флота, который будет решать различные задачи после ввода в строй гидроузла, то, сейчас его, по сути, нет. Из почти тысячи занятых в перевозках в 80-е годы судов осталось несколько десятков. Да и тем уже много лет.

«Возродить флот помогла бы лизинговая система и собственное судостроение. Так эти вопросы решают во всем мире, естественно, с участием государства», – рассказал бывший гендиректор Иртышского пароходства Иван Яновский.

Опытнейший речник добавил, что для непосредственной организации перевозок необходимо в первую очередь организовать штаб и привлечь к его работе руководителей приречных районов – Усть-Ишима, Тевриза, Тары и других. Необходимо согласовывать планы по централизованной доставке песка, щебня, топлива и других грузов по воде. Этот способ, кстати, значительно ослабил бы нагрузку на экологию Омской области.

В ходе круглого стола его участники не раз напоминали, что сдача в эксплуатацию Красногорского гидроузла в первую очередь решает социальную задачу, а конкретно – водоснабжение населения водой. И только во вторую очередь служит развитию судоходства. Однако в стремительно меняющейся в мире политической и экономической ситуации, роль речного судоходства значительно возрастает.

Помимо развития трансграничных речных перевозок с Казахстаном актуальными являются и вопросы развития судоходства на реке Иртыш в северном направлении, организация экспорта зерна из регионов Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона Северным морским путем.

Омские аграрии из года в год бьют рекорды по объемам выращенной сельхозпродукции. И могли бы производить еще больше, если бы не удаленность нашего региона от крупных рынков сбыта. Отправка омской продукции по воде – реальный шанс укрепить нашу экономику, а значит, и социальную сферу.

Не остаться на мели

Капитан легендарной яхты «Сибирь» Сергей Щербаков, опираясь на собственный многолетний опыт, подтвердил, что, начиная с 70-х годов, вода в Иртыше к концу лета начинает «просаживаться».

«Гидроузел позволит сделать нормальным уровень воды в реке. Это не только улучшит водоснабжение и сохранит наши гидросооружения. Я замечаю каждый год, когда уровень падает максимально, обнажившиеся участки активно зарастают травой. Далее в результате паводка уровень поднимается, а к осени история повторяется. Не знаю, как эти заросли влияют на экологию, вряд ли положительно, но мешают они страшно. У меня более сотни ребятишек, которые учатся ходить под парусом, поэтому мы эту картину ежегодно не только наблюдаем, но и мучаемся с этим явлением», – рассказал Сергей Щербаков.

Яхтсмен сравнил Иртыш с Доном, по которому «Сибирь» путешествовала не раз. Эти реки очень похожи, но Дон всегда полноводный.

«Уровень регулируется и держится за счет целого каскада плотин. Это обеспечивает и регулярное плотное судоходство, и красоту городов. А ведь в нашем городе, как мы все помним, планируют построить самую длинную в Евразии набережную. От полноводного Иртыша она только выиграет», – уверен Сергей Щербаков.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4