Меню
16+

«Наша иртышская правда»

01.10.2019 11:49 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Учим говорить ребенка правильно!

В Большереченском районе с 1 августа работает Консультационный центр для родителей. По статистике зарегистрированных обращений, больше всего проблем у детей возникает с речью. О том, какие трудности подстерегают родителей и как помочь своему ребенку, мы побеседовали с учителем-логопедом МБДОУ «Большереченский детский сад» Ириной Барковской.

- С чем связаны трудности родителей, которые обращаются за консультацией к специалистам вашего учреждения?

- Значительные трудности в воспитании и образовании детей дошкольного возраста связаны с недостаточной компетентностью родителей в области психологии и педагогики. Даже заинтересованные в успешном развитии своих детей родители, изучающие современные пособия по детской психологии и педагогике, зачастую не могут решить воспитательные и образовательные проблемы, возникающие в их семье. Многим из них требуется консультативная и практическая помощь специалистов: логопедов, психологов, дефектологов. Особенно это касается тех семей, в которых дети не посещают детские дошкольные учреждения, в которых есть дети-инвалиды и дети раннего возраста.

- Какая помощь необходима родителям дошкольников?

- Родителям необходима методическая помощь, начальные знания о психологических и физических особенностях малышей, о методах и приемах взаимодействия родителя и ребенка. Организация работы по запросу родителей строится на основе интеграции деятельности специалистов с учетом конкретных запросов семьи и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей ребенка.

- Какая главная задача консультантов?

- Повышение педагогической компетентности родителей, создание необходимых условий для формирования педагогической и социальной грамотности семьи, выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих детский сад, подготовка их к поступлению в школу.

- С какими проблемами чаще всего обращаются родители за консультацией к учителю-логопеду?

- Прежде всего, это родители, у детей которых основные проблемы связаны с нарушением речи, у некоторых из них к 3-4 годам речь не сформирована, а родители лишь к 5 годам начинают бить тревогу, хотя решать эту проблему можно и нужно было значительно раньше.

- Но есть дети, у которых речь уже к 6 годам сформирована, они чисто говорят, правильно употребляют грамматические формы. Их родители просят оценить сформированность речи ребенка в соответствии с возрастными нормами и хотят получить консультацию о речевой и психологической готовности к школе.

Много вопросов родители задают о формировании графомоторных навыков у детей дошкольного и школьного возраста, так как процесс овладения письменной речью для некоторых детей очень сложен.

Проблема особенностей развития детей преддошкольного возраста актуальна для многих родителей, они нуждаются в практических рекомендациях по развитию своего ребёнка в речевой, интеллектуальной, коммуникативной и других сферах. Наша задача – профилактика различных нарушений у детей в условиях семьи.

За консультациями обращаются и родители школьников. Их волнует вопрос, почему дети хорошо говорят и читают, но допускают ошибки при письме.

Кроме того, в ходе консультированя родители знакомятся с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, которые способствуют созданию благоприятного эмоционального климата в семье. Наши консультанты дают практические рекомендации родителям по вопросам воспитания психически и физически здорового ребенка, советуют, как развивать взаимопонимание взрослых и детей, формировать позитивные формы общения в семье, развивать интерес родителей к играм детей, получать положительные эмоций от совместно выполненной деятельности; развивать творческие способности и воображение.

- Какая форма консультирования является наиболее действенной?

Наиболее действенным является личное обращение в центр вместе с ребенком, что позволяет специалистам провести качественную диагностику развития ребенка и дать родителям конкретные рекомендации.

- Какую еще помощь получают родители в ходе консультации?

Родители обеспечиваются информационными буклетами-сопровождениями, подборками практического материала, памятками, видеоматериалами на печатных и электронных носителях.

- Почему деятельность консультантов важна и актуальна для родителей и их детей?

Родители получают необходимые знания по развитию и воспитанию ребенка, опыт семейного взаимодействия, возможность обсуждать и решать проблемы своих детей совместно с другими родителями. Кроме того, они учатся взаимодействовать с педагогами дошкольного учреждения, что в будущем положительно скажется на их взаимодействии с педагогами при поступлении ребенка в школу. И, конечно, они получают необходимые знания для успешного развития детей в домашних условиях и овладения программой преддошкольного образования.

Педагоги, в свою очередь, увеличивают охват детей дошкольным образованием через семейное образование, получают опыт диагностирования и развивающей работы с детьми младшего возраста, детьми с ограниченными возможностями здоровья, повышают свою педагогическую компетентность, осваивая новые технологии, методики.

- Какую оценку дают родители работе консультантов?

После проведенных мероприятий, родители дают положительную оценку работе консультантов, отмечают важность их рекомендаций в выработке единых требований при воспитании ребенка со стороны всех членов семьи, высоко оценивают полученные знания для формирования их педагогической компетентности и построения работы по образованию детей в домашних условиях.

ВАЖНО!

1. Почему сейчас многим детям ставят диагноз «дислексия» и как можно решить вопрос? Как можно понять, что у ребенка дисграфия?

О дислексии у дошкольника можно говорить, когда он изучает алфавит. Определенный процент детей очень тяжело запоминает даже гласные буквы. Уже в этот момент можно говорить, что у ребенка сложности с восприятием и запоминанием символов, что является ведущим при обучении чтению.

В школе дислексия становится заметна, когда букварный период заканчивается и дети начинают читать на скорость. Если ребенок читает неверно, допускает ошибки: заменяет одно слово на другое, заменяет конец слова, пропускает буквы или слова, игнорирует знаки препинания, не видит конец предложения; не может полноценно воспринимать то, что читает, тогда мы говорим о нарушениях чтения и, возможно, о дислексии.

Но окончательно поставить диагноз можно только тогда, когда логопед посмотрит состояние его устной речи и проведет нейропсихологические тесты, которые выявляют обучаемость, способность логически мыслить.

Когда ребенок в школе начинает овладевать новым видом речевой деятельности – письмом, мы можем увидеть признаки дисграфии. Ребенок допускает характерные ошибки: пропускает буквы, заменяет слова, усекает окончания, игнорирует знаки препинания и заглавные буквы. Это очень похоже на дислексию, только в письменной речи.

Эти два явления очень часто сочетаются, но бывает и так, что ребенок довольно прилично читает, но допускает специфические ошибки при письме (не орфографические, например, пишет не «карова», а «крова» или «крава»). Это показывает, что у ребенка тот вид дисграфии, который связан непосредственно с рукой.

Он хорошо читает, понимает, что читает, но, когда присоединяется рука, нервные импульсы передаются не в полном объеме и рука как будто плохо слушается его. Как правило, такой вид дисграфии отличается тем, что ребенок путает похожие по написанию буквы (например, Б и Д, П и Т).

Кстати, таких детей, у которых проблема именно с письмом, сейчас очень много. Дети много печатают, но весь тот путь, который должен пройти ребенок с рождения (пальчиковая гимнастика, лепка, пазлы, рисование, может быть даже игра на музыкальных инструментах), он не проходит. Более того, если ребенок уже печатает на компьютере и его вдруг в школе заставляют писать палочки и крючочки, он не понимает, зачем ему это надо. У него нет мотивации, поэтому письмо в школе воспринимается им как что-то чуждое и непонятное. Наша задача – сделать из скучного письма что-то удивительное и интересное, увлечь его.

2. До какого возраста стоит оставить в покое ребенка, который не выговаривает звуки Р и Л?

Сонорные Р и Л самые сложные с точки зрения произнесения, и поэтому их можно ставить в 6 лет, а не в 4, как другие звуки. Р – это достаточно сложный звук, потому что там есть вибрация, для его произношения нужна определенная сила выдоха и требуется больше усилий логопеда, чтобы эту проблему решить. Даже семилетнему ребенку еще можно поставить Р и Л.

3. Как понять, что ребенок готов учиться читать? С чего начать учить?

Для того, чтобы ребенок созрел для чтения, должны сформироваться базовые умения.

У него должен быть в идеальном состоянии фонематический слух, который позволяет различать похожие фонемы русского языка. Например, Х и Р спутать практически нереально, а вот Р и Л, Ш и Ц, Ч и Щ, звуки, которые похожи по своим акустическим свойствам, дети путают. Если этот слух у ребенка сформирован, у него не будет проблем с распознаванием букв.

У него должна быть в хорошем состоянии слоговая структура, то есть он должен устно воспроизводить слова со сложной структурой, например, те, где есть стыки 2-3 согласных («продовольствие», «сковородка»).

У ребенка должна быть хорошая линейная память на уровне фраз. Например, в 6 лет он должен запоминать и воспроизводить 5-7 слов в предложении (по формуле «возраст±одно слово»).

Он должен уметь рассказать скороговорки, причем не так важно, чтобы он произносил их быстро. В скороговорках есть похожие оппозиционные согласные и в то же время довольно сложная слоговая структура, которую нужно запомнить.

Должен быть хороший словарный запас, соответствующий возрасту. Если ребенок не знает слово, он просто не узнает его в тексте и заменит понятным. Поэтому мой совет родителям: старайтесь обогащать словарь ребенка. Куда бы вы ни шли, старайтесь, чтобы ребенок узнавал новые слова: названия деревьев, кустарников, составные части зданий, профессии людей, транспорт. Это очень важно.

И еще необходимо, чтобы он был приобщен к хорошей детской литературе. Это фольклор, детское народное творчество с раннего возраста: песни, прибаутки, чистоговорки. И, конечно, хорошая детская литература, чтобы сформировать вкус ребенка, чтобы он воспринимал хорошую, правильно построенную речь.

4. Как готовить дошкольника к школе? Должен ли быть какой-то минимум знаний и навыков у первоклассника?

Отчасти ответ на этот вопрос я давала выше. Важна хорошая литература, которая подготовит его к школе.

Очень важно посещать музеи, лектории для детей, выставки, экскурсии, т.е. использовать любую возможность обогатить ребенка новыми знаниями.

Увеличиваем словарный запас, представления об окружающем мире, стараемся, чтобы сфера его интересов расширилась. Развиваем ребенка с точки зрения музыки, чтобы он двигался, смотрим, чтобы у него была достаточная база общения со сверстниками.

Необходимо развивать фонематический слух и слоговую структуру, о которых я писала выше. А вот линейная память прекрасно развивается дома без всяких специалистов, если ребенок разучивает стихи. Очень важно, чтобы ребенок знал много стихов.

Включайте ему аудиозаписи, вместе с ним читайте, делайте логоритмику, двигайтесь в такт, произнося слова. Надо стараться, чтобы ребенок заучивал тексты наизусть. Это важно и с точки зрения развития его логоритмической структуры, и для развития фонематического слуха.

Старайтесь много читать с ребенком, вместе смотреть кино, хорошую мультипликацию (я рекомендую прежде всего советскую). Это повод поговорить с ребенком, обсудить нравственно-этические вопросы, и в то же время это текст, который легко запоминается ребенком.

5. Когда начать тревожиться и искать логопеда? С какого возраста с ребенком занимаются логопеды и чем?

Есть определенные нормы развития речи. В несколько месяцев ребенок начинает гулить, потом лепетать, в год-полтора он произносит первые слова. К двум годам у ребенка должна быть сформирована фразовая речь и структура простого предложения. К 3 годам ребенок уже говорит. Эта речь может быть не очень хорошо оформлена, с маленьким словарным запасом, не очень изощренная грамматически, но тем не менее вполне понятна окружающим.

Если идет отставание от этих нормативов, надо тревожиться. Первым делом надо идти не к логопеду, а к неврологу. Наша главная задача – не пропустить чего-то очень серьезного. Мы исключаем неприятные вещи и потом уже решаем проблемы по мере развития ребенка. Если невролог посмотрел ребенка в 2-3 года и сказал, что с ним все нормально, нет никаких проблем, то тогда можно идти к логопеду.

Хочу обратить внимание, что сейчас работа логопеда с детьми затруднена. Современные дети очень много времени проводят с гаджетами, у них совершенно другой тип произвольного внимания, они по-другому воспринимают мир.

Когда логопед автоматизирует звук у ребенка, ему нужно хорошее состояние эмоционально-волевой сферы. Этот показатель у современных детей развит намного хуже, чем у их родителей и тем более у их бабушек и дедушек. Дети быстро забывают информацию, потому что они привыкли к резкой смене картинки, они неусидчивы, не умеют слушать. А логопедическая работа целиком опирается на это.

Поэтому то, на что раньше требовалось не больше двух месяцев, сейчас займет гораздо больше времени. Родителям надо помнить об этом.

http://ds1.bol.obr55.ru/index.php/konsultatsionnyj-tsentr — по этой ссылке можно записаться на консультацию к специалистам онлайн!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

73